Мой главный сериал последнего месяца вовсе не «Белый лотос», который все смотрят. Я смотрю, как Марк Джейкобс, знаменитый нью-йоркский фэшн-дизайнер, у себя в инстаграме ведет хронику своей подтяжки — буквально по дням. 21 июля он поместил первое фото — довольно, кстати, криповое — замотанная в послеоперационный бандаж голова, из которой торчит катетер с кровью, маска, закрывающая все лицо до глаз, тусклый больничный свет и веселенькая пижамка в черно-белую шашечку, узор, к которому 58-летний Джейкобс неравнодушен еще со времен своей работы в Louis Vuitton. Фотографию сопровождала лаконичная подпись «Вчера» и тэг #livelovelift (#житьлюбитьподтягивать), в посте был отмечен знаменитый нью-йоркский пластический хирург Эндрю Джаконо.
© themarcjacobs / Instagram
Дальше примерно каждый день Марк постил свои фотографии. 23 июля уже без повязки лежащим в кислородной барокамере, потом в тренче в каком-то интерьере, потом в рубашке в клеточку с темно-зеленым маникюром в машине, потом в рубашке в полосочку опять в машине, потом в блузе в горошек Celine с черным маникюром — и снова в машине. Лицо и шея крупным планом, селфи без всякого особенного позирования и без особенных фильтров — мы видим отросшие седые корни волос, кое-как стертый с ногтей лак. С короткими подписями: «Три дня», «День 6-й. В синяках, чувствую боль. И суперотекший», «День 7-й. Чувствую выздоровление», «День 10-й. Все швы сняли. Спасибо, доктор Джаконо». И мы видим и огромный желтый синяк на всю шею и щеки, и отечность — но в целом уже на третий день его лицо и шея выглядят отлично, у доктора Джаконо своя техника, deep plane, при которой подтягиваются те слои, что под мышцами, кожа от мышц не отслаивается, и вид получается довольно натуральный.
© themarcjacobs / Instagram
А неделю назад Джейкобс поместил свой лук из какой-то съемки и, подписывая его, а он это делает регулярно — блуза @Celine, клатч @Hermès и пр., — между брендом своих ювелирных накладок на зубы и именем фотографа написал «Neck @drjacono». А где-то через неделю после подтяжки дал большое интервью американскому Vogue, где сформулировал свое отношение к пластике и ее публичности.
Джейкобс спокойно рассказывает, что делал ботокс и филлеры у знаменитого доктора Брандта, которого ему посоветовал фэшн-фотограф Стивен Майзел, а потом, когда Брандта не стало, перешел к другому косметологу, доктору Франку, тоже по рекомендации Майзела. Но всегда использовал их умеренно, потому что хотел выглядеть естественно — как человек, видевший Джейкобса вживую, скажу, что про «умеренно» Марк немножко лукавит, но, впрочем, возможно наши с ним представления об умеренности просто сильно разнятся. Потом он перешел на нити — но этого эффекта хватало совсем ненадолго, и его косметолог сказал, что можно, конечно, и дальше так продолжать, но если он хочет действительно зримого и стойкого эффекта, ему пора сделать подтяжку — так он попал к доктору Джаконо и страшно доволен тем, что в итоге вышло.
© themarcjacobs / Instagram
А дальше он объясняет, почему устроил у себя в инстаграме эту самую прямую трансляцию всех стадий своей подтяжки. Для меня, говорит Джейкобс, открытость всегда была абсолютно естественной — я приходил на вечеринку в бейсболке и на вопросы честно отвечал, что сделал пересадку волос. И всех это приводило в восторг, вот и теперь в его инстаграме полно благодарностей за то, что он все рассказывает и показывает. И вообще, ему кажется странным сейчас, когда молодое поколение сосредоточено на прозрачности, открытости и честности, 30 лет не меняться и говорить при этом про оливковое масло и ванны с минеральной водой. «Все это может быть и правда, но ваша шея упругая не поэтому», — иронизирует Джейкобс. И заключает, что не видит ничего стыдного в том, чтобы быть тщеславным и хотеть выглядеть молодо — тут же, конечно, оговариваясь, что нет ничего плохого в том, чтобы быть старым и выглядеть старым, это просто выбор. Надо перестать шеймить людей за их тщеславие.
Что такое бодишейминг и как ему противостоять
Пластика и отношение к ней — это диалектический феномен, как и многое другое в современном мире. С одной стороны, есть знаменитости, которые скрывают пластику, с другой, есть фэшн-бренды, которые любят показывать естественно стареющие лица со всеми следами возраста, помещая их в пространство модного и крутого. Можно задать вопрос: что из этого более лицемерно? Но ответ на него очевиден: и то, и другое. А можно посмотреть на это с другой стороны и попытаться найти нечто общее, примиряющее противоположности — как и положено в диалектике. Это общее и называет нам Марк Джейкобс: прозрачность, открытость и честность, лучшая стратегия для чего угодно в нынешней социально-культурной ситуации.
Общество — то самое, состоящее из молодых прежде всего, — готово дать индульгенцию на любое тщеславие и на любую естественность при условии, что вы честно все расскажете и покажете, и лучше всего в инстаграме. К этой открытости хорошо бы еще иметь заметную дозу сибаритства, как тот же Джейкобс, рассказывающий, как ему нравится self-care на всех уровнях — от ментального до физического. Например, двухчасовой маникюр в нью-йоркском салоне JINSoon (о да, Марк, мы оценили твои ногти цвета панциря жука-скарабея). Или, с другой стороны, как Софи Фонтанель, звезда парижского фэшн-инстаграма, ушедшая из Elle, отрастившая седые волосы и начавшая принимать перед зеркалом веселые позы то в розовых клешах, а то в бикини — абсолютно не скрывая своих дряблых коленок. Она, кстати, мне как-то говорила, что никогда не огрызается на хейтерские комментарии, а только пишет что-то вроде «жаль, что я вам не нравлюсь, но интересно было выслушать ваше мнение».
Любая же демонстрация достижений пластической хирургии без рассказа о ней вызывает раздражение — потому что создает ореол избранности, те самые «не меняется 30 лет». С седыми волосами проще, но тут тоже важно, чтобы естественность выглядела как открытость и честность, а не просто некрашенность и неухоженность — это тоже раздражает, потому что слишком близко и знакомо.
Софи Фонтанель
© sophiefontanel / Instagram
Вся эта transparency вступает, конечно, в некоторое противоречие с privacy — но тут уж ничего не поделаешь, ну и вообще privacy, как ее понимали прежде, уже почти исчезнувшая категория. Чтобы сохранить эту privacy — хотя бы до поры до времени, нужно иметь такое сочетание загадочности, выразительности и талантливости, как у Тильды Суинтон, у которой в ее 60+ никому не приходит в голову спрашивать, а что такое она с собой делает, чтобы так выглядеть? Хотя я бы больше всего хотела знать имя именно ее доктора — даже если это тот же доктор Джаконо.
Что реакция на новое лицо Деми Мур говорит нам про кризис новой этики.