Мужчины чаще женщин снимаются в кино — и больше говорят в кадре. Рассказываем, как гендерный дисбаланс на экране влияет на восприятие зрителей и какие стереотипы формирует
«В 2020 году число главных героинь в наиболее популярных фильмах резко сократилось», — к такому выводу пришла Марта Лозен, исполнительный директор Центра по изучению роли женщин в телевидении и кино при Университете Сан-Диего, сравнив данные за 2019 и 2020 годы.
О гендерной дискриминации в киноиндустрии говорят уже не один год. По данным исследования ученых Университета Южной Калифорнии при поддержке ООН и Фонда Рокфеллера, в 2014 году женщины представляли всего 30,9% из говорящих или названных в кадре героев и играли главные роли только в 23,3% фильмов.
Согласно сюжетам 120 фильмов в 11 странах, только у 22,5% экранных героинь была работа — в остальных случаях на их профессиональной деятельности внимание не акцентировалось. При этом только 15% из «трудоустроенных» актрис играли руководительниц, политиков, ученых или математиков.
Сколько женщин и мужчин показывают в кино
Тест Бекдел — это способ определения гендерной предвзятости в художественных произведениях. Согласно нему, в любом фильме должно быть:
- минимум два женских персонажа,
- которые разговаривают между собой,
- при этом — не о мужчинах.
Эту формулировку художница Элисон Бекдел забавы ради запечатлела в своем комиксе «Dykes to Watch Out For» в 1985 году. По ее словам, набор правил она позаимствовала у своей подруги Лиз Уоллас, а та — вдохновилась трудами Вирджинии Вулф.