Фото: Shutterstock

Рассказываем, как художники и разработчики «вживляют» пользователей в известные произведения искусства и почему технологии виртуальной реальности доступны пока не всем

Время на чтение: 10–12 минут

Автор книги «Новые медиа в искусстве» Майкл Раш называет VR новой формой общения с искусством, так как технология виртуальной реальности задействует все органы чувств и позволяет максимально погрузиться в мир, созданный автором. А кинорежиссер Крис Милк считает, что VR — это последняя среда для повествования, потому что она максимально сокращает разрыв между аудиторией и рассказчиком. Аналитики агентства Modelta провели исследование для школы «Среда обучения» и студии виртуальной реальности VRTIM и выяснили, как изменяется рынок виртуальной и дополненной реальности и каковы перспективы применения технологий в искусстве и образовании. Но прежде чем перейти к главным выводам исследования, имеет смысл выяснить, как вообще появились очки виртуальной и дополненной реальности и кто первым использовал их в искусстве.

История VR: от стереопсиса Уитстона до «Дамоклова меча» на голову

В 1935 году американский писатель Стенли Вейнбаум опубликовал фантастический рассказ «Очки пигмалиона». Главный герой истории встретил профессора, который изобрел очки, способные с помощью голографических записей и влияния на органы чувств перемещать человека в выдуманный мир. Кажется, что именно в рассказе Вейнбаума описана концепция виртуальной реальности.

Однако с технической точки зрения ее история началась вовсе не в XX веке, напоминает сооснователь платформы VirtualSpeech Дом Барнард. Первым, кто сделал шаг навстречу тому, чтобы построить другой мир и с помощью технологий перенести туда человека, был английский физик Чарльз Уитстон. В 1839 году в своем исследовании Уитстон описал явление стереопсиса — восприятия глубины и трехмерной структуры за счет визуальной информации, полученной человеком с хорошим бинокулярным зрением. Оказалось, что мозг может создать иммерсивную (трехмерную) картинку, если человек смотрит одновременно на фотографии объекта, снятого с разных углов. Эта технология позволила Уитстону создать первый стереоскоп, делающий изображение объемным за счет зеркал, размещенных под углом 45 градусов.

Пионером в разработке технологии виртуальной реальности стал голливудский кинематографист Мортон Хейлиг. В 1956 году он представил сенсораму — большую кабину, в которой было все для погружения в вымышленный мир: 3D-видео, аудио, вибрации, запахи, природные эффекты (например, ветер). Именно Хейлиг впервые задумался о потенциале технологии в искусстве. Его устройство, по мнению кинематографиста, должно было стать основой для создания «кино будущего», так как аппарат совмещал в себе художественный взгляд и научные знания о восприятии и чувствах.

Прототип очков виртуальный реальности — Ultimate Display — описал американский ученый в области компьютерных технологий Айвен Сазерленд. Он хотел с помощью размещенного на голове HMD-дисплея воспроизвести реальность так, чтобы зрители, взаимодействуя с виртуальным миром, созданным компьютером, не могли отличить его от мира за пределами маленького экрана. В 1968 году вместе со своим студентом Сазерленд воплотил концепцию в реальность и изобрел первый прототип VR-устройства — The Sword of Damocles. Но дисплей «Дамоклова меча» был слишком тяжелым для того, чтобы носить его на голове, поэтому девайс прикрепили к потолку. И хотя The Sword of Damocles не вышел за пределы лаборатории, он мог показывать простые виртуальные фигуры и послужил толчком для дальнейших разработок в области виртуальной реальности.

Источник

Как проникнуть внутрь картины и сыграть в «Гамлете»: VR в искусстве | РБК Тренды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Купить в рассрочку

    Получить кредит просто! Заполни форму и получи кредит не выходя из дома под 1.99% месяц
    Мы свяжемся с вами в течении часа в рабочее время





    [recaptcha]

    ×
    Купить в рассрочку

      Получить кредит просто! Заполни форму и получи кредит не выходя из дома под 1.99% месяц
      Мы свяжемся с вами в течении часа в рабочее время





      [recaptcha]

      ×