Иногда для революции нужно немного — сбросить туфли и пройтись босиком. Так в 2018 году на ковровой дорожке Каннского кинофестиваля сделала Кристен Стюарт, проявив несогласие с политикой, согласно которой все гостьи мероприятия обязаны быть на каблуках. Простой, казалось бы, жест произвел вау-эффект: о поступке актрисы написали все.

В конце апреля свой «каннский» момент произошел в спортивной гимнастике, на чемпионате Европы в Базеле. И об этом тоже написали все — даже медиа, далекие от спорта. Немецкая гимнастка Сара Восс вышла на соревнования в закрытом облегающем комбинезоне вместо привычного купальника. Правилами это не запрещено. Но обычно гимнастки выбирают закрытую форму по религиозным соображением, а Сара Восс назвала свой выход протестом против сексуализации женщин в спорте. Ее поддержали как коллеги, Ким Буи и Элизабет Зайц, так и федерация спортивной гимнастики Германии.

Сара Восс на чемпионате Европы по спортивной гимнастике в Базеле, апрель 2021

© instagram.com/sarah.vossi

За что выступали немецкие гимнастки

В чем именно заключалась позиция немецкой команды? Во-первых, многим гимнасткам психологически некомфортно выступать в купальниках, но они боятся об этом заявить. Потому что так не принято. И потому что, как считают в федерации гимнастики Нидерландов, девушкам в закрытой форме занижают оценки. Во-вторых, это может быть системной проблемой. В женском спорте костюмы часто более открытые, чем в мужском, и эта тема не раз поднималась. Особо ярые обсуждения касались пляжного волейбола: мужчины играют в свободных шортах и майках, в то время как девушки — в плавках и лифах. И хотя открытая форма порой лучше подходит по техническим характеристикам, сложно отделаться от мысли, что дело не только в этом.

Русскоязычные комментарии к новости о Саре Восс эту мысль не то чтобы опровергают. Аудитория разделилась на две группы. Первая гимнасток поддержала: «В купальниках не всегда удобно. Ничего не должно отвлекать [от выступления], в том числе мысли, не съехала ли одежда, ничего ли не стало видно». Вторая — возмутилась: «Ну молодец, давайте все сразу оденьтесь так, и посмотрим, куда гимнастика скатится по рейтингам трансляций». Так что если вам нужно было объяснение, что такое сексуализация женщин в спорте, — вот пример.

Элизабет Зайц на чемпионате Европы по спортивной гимнастике в Базеле, апрель 2021

© instagram.com/seitzeli

Поднимается ли тема сексуализации в России

В России разговоры об этом не ведутся. На запрос комментария Федерация спортивной гимнастики России не отреагировала. Сами спортсменки никогда публично не говорили, что их смущает гимнастическая форма. Так ли это? Чувствуют ли они то давление, о котором заявили немки?

Гимнастка Ангелина Мельникова, взявшая на чемпионате Европы в Базеле золотую, серебряные и бронзовую медали по разным дисциплинам, прокомментировала ситуацию в разговоре с «Матч ТВ»: «Это [закрытые комбинезоны] выглядит, скажем так, не совсем обычно. […] Я спросила у девочек, насколько это удобно, они сказали, что нормально и даже комфортно».

«Даже не думала об этом, ни от кого не слышала про дискомфорт» — так, если обобщить, звучит позиция всех спортсменок, с которыми мы связались в процессе подготовки материала. Кого-то тема и вовсе ввела в недоумение, и в подробности они вдаваться не захотели.

По словам Елены Продуновой, чемпионки мира и Европы по спортивной гимнастике и призера Олимпийских игр 2000 года, которая сегодня занимается тренерской работой и возглавляет федерацию спортивной гимнастики Кабардино-Балкарии, за всю свою карьеру она не думала о купальниках как о проблеме. К гимнастической форме есть официальные требования: она должна быть сшита из плотной непрозрачной ткани, без тонких бретелей, глубокого декольте и высоких вырезов на ногах, поэтому о чрезмерной сексуальности речи не идет. Говоря о том, что экипировка может обнажать интимные зоны и доставлять неудобства во время менструального цикла (в своем выступлении Сара Восс отдельно подчеркнула этот момент), Елена Продунова отмечает, что купальник не надевается на голое тело.



Елена Продунова на Олимпийских играх в Синдее, 2000

«Современным гимнасткам с этим проще. В мое время приходилось выдумывать, искать. Найти подходящее белье телесного цвета было сложно. Поэтому мы кооперировались всей командой и везли его из-за границы. Мы все росли, наши тела менялись. Но дискомфорта из-за физиологических моментов не было. Вопрос только в цвете формы: как-то на чемпионат мира нам сделали белые купальники, и у кого-то из команды были месячные. Невозможно подгадать. Но к этому за спортивную карьеру привыкаешь, а во время выступлений забываешь. Оделась, вышла в зал, и мозг переключается», — комментирует она.

О том же говорит Екатерина Ильченко, член сборных России и Санкт-Петербурга по художественной гимнастике, в которой костюмы играют особую роль и могут показаться более откровенными, чем в гимнастике спортивной. «Под купальник надевается специальное боди. Что-то обнажить невозможно ни на выступлении, ни на тренировке. Кроме того, каждый костюм шьется индивидуально по меркам гимнастки, перешивается не раз, чтобы она почувствовала, удобно ей или нет».

«Мы с детства выступаем в красивых купальниках, — продолжает слова партнерши по команде Элина Баруздина. — Они для нас как концертные костюмы. Мы выходим и показываем свою программу. Мне нравятся все купальники, которые нам шьют. Думаю, что девочкам из сборной тоже».

Сборная России по художественной гимнастике на Европейских играх в Баку, 2015

© Getty

Какие костюмы удобнее 

Комментируя то, какие костюмы — открытые или закрытые — удобнее в техническом плане, многие спортсменки отмечают, что критической разницы нет. Не зря на тренировках девушки занимаются как раз в комбинезонах, лосинах и майках. Но Елена Продунова считает, что во время выступлений закрытый костюм может стать дополнительным фактором риска: «Ощущение тела для спортсмена очень важно. Взять мой прыжок, который уже 21 год никому не удается повторить (прыжок Продуновой — опорный прыжок, состоящий из переднего прыжка на лошадь и двух передних сальто, считается одним из самых сложных прыжков, когда-либо выполнявшихся в женской спортивной гимнастике — «РБК Стиль»), — делать его в комбинезоне попросту опасно. Во время прыжка я держу руками свои ноги и за счет скорости в воздухе могу направить тело — ускорить или замедлить. Если ты в комбинезоне, то стыковка рук происходит не с телом, а с тканью. Это может повлиять на скорость группировки и спровоцировать получение травм».

Подтверждая важность правильной стыковки рук с телом во время выполнения определенных элементов, гимнастка приводит в пример Никиту Нагорного, который на чемпионате Европы в Базеле впервые в мужской гимнастике выполнил тройное сальто назад углом, и замечает, что форма мужчин-гимнастов — это шорты и купальник, оставляющие ноги открытыми. Впрочем, как отмечает Елена Продунова, гимнастика сегодня бывает разной. Не все спортсмены стремятся выполнить сложные элементы — и это нормально.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

В художественной гимнастике все немного по-другому. Экспериментов с костюмами в этом виде спорта куда больше, и комбинезонами никого не удивишь. «Допускаются самые разные виды экипировки: с юбкой, без, с разной тканью, сеткой, меняющихся цветов. Все, чтобы еще ярче подчеркнуть задумку и образ гимнастки в упражнении, — объясняет Екатерина Ильченко, которая выступала как в купальниках, так и в комбинезонах. — Комбинезоны всегда были и будут, просто подходят не всем. Кому-то неудобно в них выступать, поскольку мяч, обруч или булава должны скользить по ноге. Мне самой в плане работы с предметом в комбинезоне было нормально. Но первое время пришлось привыкать. Новые ощущения».

То, что внешний вид гимнастки во многом диктует программа, подтверждает Элина Баруздина. Причем когда купальники в художественной гимнастике разрешили модифицировать в сторону большей открытости, многие девушки этому обрадовались. «Удобнее, когда большая часть тела открыта, — говорит Баруздина. — Для работы с мячом купальник без рукавов идеален, поскольку можно делать перекаты, чтобы ничего не мешало».

Есть ли в спорте свобода выбора

Влиять на оценку костюмы могут, но не в результате заговора по сексуализации спортсменок. Судьи просто привыкли к единообразной форме, и выбивающиеся из нее вещи могут неосознанно влиять на восприятие. Хотя, конечно, судья должен смотреть в первую очередь на технику выполнения гимнастических элементов: как подчеркивают сами спортсменки, отдельного пункта за внешний вид в оценочной системе ни спортивной, ни художественной гимнастики нет.

Елене Продуновой, к примеру, комбинезоны не нравятся визуально. По ее мнению, они выглядят как костюмы для тренировок — нет ощущения праздника. Однако спортсменка подчеркивает, что это ее личный вкус. Выбор своих подопечных она поддержит, тем более что для большинства гимнасток закрытая форма по-прежнему момент не столько политический, сколько религиозный.

«Среди моих учениц за все семь лет тренировок не было желающих выступать в комбинезонах. Хотя 80% из них из религиозных, мусульманских семей. Но предположим, что у меня тренируется талантливый ребенок, хорошая гимнастка для всероссийского уровня, которая может стать мастером спорта. И если она решит не тренироваться дальше только потому, что купальник противоречит ее убеждениям, то, конечно, в качестве выхода из ситуации я предложу комбинезон».

Россиянка Виктория Листунова на чемпионате Европы по спортивной гимнастике в Базеле, апрель 2021

© Getty

Как следует из интервью Сары Восс для BBC Radio 5 Live, она не предлагает всем следовать ее примеру, но настаивает на том, что каждая спортсменка имеет право сама решать, в каком костюме ей удобнее выступать. «Если гимнастки хорошо себя чувствуют в открытом костюме, то это замечательно. А если им больше нравится закрытый вариант, то они должны иметь возможность надеть его без проблем. Каждый раз, когда вы чувствуете себя небезопасно, это отвлекает вас от главной цели».

Судя по комментарию звезды спортивной гимнастики Светланы Хоркиной, в российском спорте отвлечением от главной цели считают другое — сами размышления гимнасток о чем-то, кроме результатов. «Если сегодня изменение в костюме идет под лозунгом излишней сексуализации в спорте, то это вообще даже обсуждать не хочется, — комментировала Хоркина случай с Восс. — Обсуждать мы должны все же главное — безопасность спортсменов, красоту и сложность выступления».

Российские гимнастки Алия Мустафина, Виктория Комова и Седа Тутхалян на Европейских играх в Баку, 2015

© Getty

Чувство дискомфорта из-за открытых нарядов — только часть проблемы, озвученной Сарой Восс. Она также хотела обратить внимание на сексуальные домогательства и насилие в спорте. В том числе среди несовершеннолетних девочек, на чьи тела с детства обращено внимание не только публики, но и спортивного персонала: тренеров, врачей и других авторитетов, против которых гимнастка попросту не пойдет.

В 2018 году к 175 годам тюрьмы приговорили Ларри Нассара, врача национальной сборной США, который в течение многих лет домогался и насиловал юных спортсменок. В числе его жертв была Симона Байлз, первая в истории афроамериканка, ставшая чемпионкой мира по гимнастике в абсолютном первенстве. Это не единственный случай: проблеме домогательства в спорте посвящены целые исследования, хотя большой международной статистики по таким инцидентам нет. Проблема эта широко обсуждается в разных странах. Обсуждается ли она в России? По-своему.

«Я ищу тех, кто перевернет мир гимнастики. […] А все эти скандалы — ну их. Все стали настолько свободолюбивыми, что диву даешься. Не нравится тренер — меняй, не нравятся особенности вида спорта — бросай. Все, какие проблемы?» — спросила Светлана Хоркина в интервью, посвященном итогам скандала с Ларри Нассаром. Появилось в нем и вечное: «А что ж они [гимнастки, столкнувшиеся с домогательствами] молчали-то столько времени? Это как надо себя не уважать?».

Вероятно, определенные темы — будь то неудобство купальника или сексуализация женщин в спорте — широко не обсуждают не только потому, что мыслей о них у спортсменок нет вовсе, но и потому, что от этих мыслей уходят — осознанно или нет. Система, нацеленная на достижение результатов, воспитала отношение к спортсменам как к сверхлюдям, которым чужды переживания людей обычных. Выступление сборной Германии по спортивной гимнастике впервые спровоцировало обсуждение того, что большому спорту пора стать более человечным. И на этом фоне отсутствие медалей у немок на чемпионате Европы не выглядит таким уж невпечатляющим. 

Источник

Как комбинезон гимнастки Сары Восс актуализировал тему сексуализации в спорте :: Вещи :: РБК Стиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Купить в рассрочку

    Получить кредит просто! Заполни форму и получи кредит не выходя из дома под 1.99% месяц
    Мы свяжемся с вами в течении часа в рабочее время





    [recaptcha]

    ×
    Купить в рассрочку

      Получить кредит просто! Заполни форму и получи кредит не выходя из дома под 1.99% месяц
      Мы свяжемся с вами в течении часа в рабочее время





      [recaptcha]

      ×