Экспозиция с длинным названием «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier» — своеобразный итог партнерства выдающегося музея и французского ювелирного дома.

В 1992 году в залах Зимнего дворца прошла первая выставка драгоценностей Cartier, а начиная с 2016 года дом выступает спонсором реставрации уникальных объектов из собрания Государственного Эрмитажа. За эти годы было отреставрировано пять шедевров из фондов музея, представляющих разные стили, культуры и эпохи. Их датировка охватывает десять столетий. Потребовалось примерно полгода на каждый экспонат, ведь любая реставрация требует детального изучения и тщательной подготовительной работы. И для научных исследований помощь Cartier оказалась неоценимой.

Первым реставрационным опытом Государственного Эрмитажа и Cartier стала единственная в своем роде арабская лампа из резного горного хрусталя X века — «чудо из чудес», по выражению куратора выставки Ольги Костюк. Светильник удлиненной формы был изготовлен в Египте, а золотая оправа с эмалью появилась уже в XVI веке: итальянские мастера сделали не только обруч, но и фигурки Нептуна и Амфитриты, по-своему пересказав знаменитый миф. Предмет поступил в Эрмитаж в 1846 году из собрания Татищева. В советские годы лампа была размонтирована: ее хрустальная часть хранилась в отделе Востока, а металлические детали поступили в отдел драгоценных металлов. Сегодня предмету вернули целостный облик.

Лампа из горного хрусталя, Египет, X век

© пресс-служба

Ароматник из Северной Индии могольского периода (XVII век) прибыл в Россию в 1741 году как дипломатический дар персидского посольства Надир-шаха. В тот момент шах завершил военную кампанию в Индии, покорив империю Великих Моголов, и желал объявить миру о громкой победе. В далекую Россию были отправлены не только драгоценности, но и богатые ткани, посуда и даже 14 слонов. Сосуд для розовой воды высотой 28 см, полностью усыпанный драгоценными камнями, — яркий образец могольского стиля. Кабошоны изумрудов и рубинов закреплены в гнездах из золотой фольги с помощью мастики в технике кундан. Спустя 250 лет индийское драгоценное многоцветие воплотится в украшениях Cartier Tutti Frutti.

Ароматник для розовой воды, Северная Индия, XVII век

© пресс-служба

Следующим по времени реставрационным проектом стал ларец Ядвиги Ягеллонки, редкий пример эпохи Возрождения. Богато украшенная серебряная шкатулка с крышкой и декоративной ручкой была изготовлена нюрнбергскими мастерами в 1533 году (об этом свидетельствует клеймо на дне) по случаю свадьбы польской принцессы, дочери короля Сигизмунда I, с курфюрстом Бранденбурга. Ларец предназначался для драгоценностей, но и сам стал исключительно ценной вещью: его поверхность декорирована накладками в виде подвесок и колец из золота, жемчуга, гемм, самых разнообразных камней, а также чеканкой. Среди многочисленных крестов заметна алмазная фигурка Муция Сцеволы. В ходе экспертизы было установлено, что ювелирный декор был изготовлен разными мастерами в разное время, что позволяет считать сундучок своеобразной энциклопедией средневекового ювелирного искусства.

Ларец Ядвиги Ягеллонки, Нюрнберг, 1533 год

© пресс-служба

Совсем другой экспонат — фельдмаршальский жезл Александра II, изготовленный в 1878–79 годах известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем, учителем Карла Фаберже. Символ государственной власти представляет собой цилиндрический тубус из золота, покрытый мелкой чеканкой и украшенный витыми гирляндами из листьев и двуглавыми орлами.

Фельдмаршальский жезл, Санкт-Петербург, 1878-1879 годы 

© пресс-служба

В 2020 году для совместной реставрации был выбран кабинет с часами, изготовленный в Аугсбурге мастером Иоганном Геверсом в 1700–1705 годах. В собрание Эрмитажа он поступил в 1925 году из собрания графов Строгановых. Об этом свидетельствует латунная пластина на обратной стороне с надписью: «Старинный туалет Марьи Яковлевны Строгановой, который она получила в числе приданых». Миниатюрный предмет мебели высотой 96 см из дерева и серебра с декором из черепахового панциря и слоновой кости представляет собой шкафчик с десятью выдвижными ящиками для хранения драгоценных мелочей. Они прячутся за створками с живописными миниатюрами на библейские сюжеты. В верхней части, напоминающей крошечное барочное палаццо, расположены часы с бронзовым циферблатом, над ним вращающийся шар обозначает смену дня и ночи.

Кабинет с часами, Аугсбург, 1700-1705 годы

© пресс-служба

Сегодня эти пять выдающихся памятников искусства, восстановленных специалистами из Лаборатории реставрации драгоценных металлов Эрмитажа, выставлены в Пикетном зале Зимнего дворца (кабинет с часами прибыл на выставку прямо из мастерских). Их сопровождают исторические предметы Cartier, отобранные куратором Collection Cartier Паскаль Лепе.

«Музейная» коллекция Cartier была основана в 1983 году и сегодня насчитывает более 3 тыс. экспонатов, которые отправляются на выставки по всему миру. В Петербург прибыли более 35 предметов, которые стали дополнением и логичным продолжением реставрационной истории, связавшей две институции.

«Этот проект — взаимодействие культур. Ведь музеи не просто выставляют красивые вещи, они выстраивают между ними диалог», — комментирует директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Как выстроен этот диалог? В каждой из пяти витрин с круговым обозрением объединены отреставрированные экспонаты Эрмитажа со специально отобранными предметами из Collection Cartier. Арабскую хрустальную лампу сопровождают часы и ювелирные изделия с резным горным хрусталем — подвеска 1912 года с двумя сапфировыми кабошонами, корсажная брошь в виде пышного банта 1913 года и, конечно, знаменитые «таинственные» часы с полностью прозрачным корпусом и парящими в воздухе стрелками.

1

из
3

Корсажная брошь, Cartier, Париж, 1913
© пресс-служба

"Таинственные" часы "Модель А", Cartier, Париж, 1918
© пресс-служба

Подвеска, Cartier, Париж, 1912

Многоцветье эпохи Великих Моголов вдохновило драгоценный коктейль Tutti Frutti, один из узнаваемых элементов стиля Cartier. Его примерами на выставке послужат браслет с гравированными рубинами и изумрудами, созданный в 1928 году в нью-йоркском отделении Cartier, и пара брошей 1929 года. Чуть более сдержанной выглядит цветовая гамма драгоценных камней, украшающих восьмигранный несессер 1936 года, принадлежавший клиентке Cartier Дейзи Феллоуз. В одной витрине с ароматником находятся броши в индийском стиле 1930-х и парадное колье с медальоном на шелковом шнуре (1928).

1

из
3

Несессер, Cartier, Париж, 1936
© пресс-служба

Колье в индийском стиле с подвеской, Cartier, Париж, 1928

Браслет Tutti Frutti, Cartier, Нью-Йорк, 1928 

Рядом с ларцом Ядвиги Ягеллонки поместили предметы, выполненные в похожей стилистике и демонстрирующие работу по золоту, например золотой несессер с сапфирами (1947) или подвеску-триптих «Непорочная дева» с эмалью. Оправленная в золото камея относится к 1860 году — этот период называют «Картье до Cartier», имея в виду, что стиль Cartier еще не сформировался. В этой же витрине можно увидеть брошь «Крест ордена Гроба Господня» с символами Воскресения из рубинов и несколько крестов, в том числе крупную подвеску с распятием, которую на «религиозную» вечеринку Met Gala 2018 года надевала Рианна.

1

из
4

Несессер, Cartier, Лондон, 1947
© пресс-служба

Подвеска-триптих "Непорочная дева", Cartier, Париж, 1916
© пресс-служба

Брошь "Византийский крест", Cartier, ок. 1993
© пресс-служба

Подвеска. Распятие, Cartier, Лондон, 1934, 1949 
© пресс-служба

Фельдмаршальский жезл дополняют украшения, связанные с государственной символикой и военными триумфами. Брошь в виде Триумфальной арки в Париже (1919) и флага с Триумфальной аркой (1919) чествуют победу в Первой мировой войне. Здесь же представлены несколько эмалевых несессеров 1910-х с двуглавым орлом Российской империи. По этому случаю стоит вспомнить, что Cartier был одним из поставщиков российского императорского двора.

1

из
4

Брошь "Флаг" с Триумфальной аркой", Cartier, Париж, 1919
© пресс-служба

Брошь "Триумфальная арка", Cartier, Париж, 1919
© пресс-служба

Пудреница, Cartier, Париж, 1911
© пресс-служба

Портсигар, Cartier, Париж, 1912
© пресс-служба

Секретер с часами начала XVIII века представляет время как драгоценность. Эту концепцию продолжают предметы с двойной функцией: настольные часы с рамкой для фотографии из полупрозрачной эмали с гильоше 1907 года (были куплены королевой Александрой, супругой Эдуарда VII), настольные часы с термометром (1908), настольные часы в виде роскошной мраморной вазы с двумя кольцевыми циферблатами 1904 года.

1

из
4

Настольные часы с рамкой для фотографии, Cartier, Париж, 1907
© пресс-служба

Настольные часы с термометром, Cartier, Париж, 1908
© пресс-служба

Настольные часы в виде вазы, Cartier, Париж, 1904
© пресс-служба

Парюра с аметистами,Cartier, Париж, 1850

Выставка «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier» продлится до 18 апреля. 

Источник

Ароматник, ларец и кабинет с часами: что связывает дом Cartier и Эрмитаж :: Вещи :: РБК Стиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Купить в рассрочку

    Получить кредит просто! Заполни форму и получи кредит не выходя из дома под 1.99% месяц
    Мы свяжемся с вами в течении часа в рабочее время





    [recaptcha]

    ×
    Купить в рассрочку

      Получить кредит просто! Заполни форму и получи кредит не выходя из дома под 1.99% месяц
      Мы свяжемся с вами в течении часа в рабочее время





      [recaptcha]

      ×